Определение
Портрет целевой аудитории, или другими словами, портрет клиента– это собирательный термин для разных сегментов потенциальных потребителей, объединенных общими характеристиками, такими, как:
- пол;
- возраст;
- образование;
- уровень дохода;
- социальный и семейный статус;
- профессия, место работы, род деятельности;
- национальность или расовая принадлежность;
- географию проживания;
- интересы;
- хобби
Поиск ЦА
Он необходим для точного определения аудитории товара/услуги, портрет поможет понять, насколько необходим будет тот или иной продукт для потенциального клиента, как он будет выглядеть и какие у него будут характеристики.
Например, абсолютно бессмысленно создавать продукт премиум-класса в большом количестве для людей, живущих в маленьком городе с низким уровнем дохода. Поэтому очень важно собирать подробные характеристики для грамотного обозначения потенциальной аудитории
Так кто же они, ваша ЦА?
Сперва стоит ответить на 5 основных вопросов:
1. Как выглядит социально-демографический портрет моего клиента?
2. Какие психографические особенности имеет?
3. Какие потребности стремится решить, приобретая товар?
4. Где клиент предпочитает совершать покупки?
5. С какими средствами коммуникации взаимодействует в течение дня?
Пример портрета целевой аудитории
Приведем пример портрета целевой аудитории
К примеру мы занимаемся изготовлением праздничных кексов на заказ в Санкт-Петербурге.
Вопрос 1.Как выглядит социально-демографический портрет потенциального потребителя?
• девушки;
• 16-25 лет;
• состоят в отношениях / в браке;
• 0-1 ребенок;
• должность – не принципиальна;
• уровень дохода-средний;
• место жительства – Санкт-Петербург;
• образование среднее и высшее
Вопрос 2.Какие психографические особенности имеет?
К психографическим особенностям относятся такие характеристики, как:
- описание черт характера;
- жизненные ценности;
- увлечения и хобби;
- модель покупательского поведения (то, как потребитель совершает покупки от принятия решения о покупке до выбора на полке в магазине);
- описание мест приобретения товара;
- отношение к цене продукта.
Для потребителей кексов на заказ подходят следующие критерии:
- веселые, креативные
- отношения, семья
- просмотр фильмов/сериалов
- хотят порадовать свою вторую половинку/своего ребенка креативными кексами на заказ, сами кулинарными навыками не блещут, поэтому заходят в сообщества во Вконтакте и вводят в строке поиска «кексы на заказ СПб»
- покупают в интернете
- соотношение цена-качество
Вопрос 3.Какие потребности стремится решить, приобретая товар?
В нашем случае, потенциальные потребители стремятся показать свое внимание и любовь по отношению к своей второй половинке.
Вопрос 4.Где клиент предпочитает совершать покупки?
Поскольку потенциальные клиенты кексов – это молодая аудитория, то покупки они предпочитают совершать в интернете, а именно в социальных сетях во Вконтакте и Instagram.
Вопрос 5.С какими средствами коммуникации взаимодействует в течение дня?
Наши клиенты взаимодействуют с такими средствами коммуникации, как компьютер и смартфон.
После того, как мы ответили на все 5 ключевых вопросов, следует заняться составлением ментальной карты для сегментации целевой аудитории.
Mindmap, она же ментальная интеллект карта — это своеобразная блок-схема, которая позволяет обобщить информацию таким образом, чтобы наш мозг мог максимально быстро и полно ее усвоить.
Интернет-маркетинг – самая популярная сфера, в которой используется ментальная карта. С помощью этого инструмента можно прописать основные показатели, вычленить потребности целевой аудитории, сильные и слабые стороны товара, а также провести сравнительный анализ конкурентов.
Из чего состоит mind map?
1. Название товара / услуги
2. Группы целевой аудитории
3. Более узкие группы целевой аудитории
4. Интересы групп
3. Места обитания
4. Похожие аудитории